19:59
Заметки управляющего: Части 1-8
Евгений шел по коридору мимо курилки и услышал, как сотрудники обсуждают новый регламент работы компании. Евгений в написании регламента принимал деятельное участие, потратил на документ целый месяц, вконец загонял HR-менеджера, и радел за результат всей душой. Из подслушанного стало понятно, что большинство правил регламента кажутся сотрудникам идиотскими. Покрасневший Евгений стоял за приоткрытой стеклянной дверью и слушал, как в его адрес неслось "самодур", "деспот" и "извращенец". Часть 1: запреты

На следующий день в регламент был добавлен новый параграф, запрещающий сотрудникам курить в рабочее время, а также собираться группами более трех человек. За ослушание полагался штраф в 3 000 рублей. Людей собрали на общее совещание, и под подпись ознакомили с новыми требованиями.

После этого обсуждения личности Евгения вспыхнули с новой силой, а работа встала окончательно. Админы с радостью поделились со всеми желающими информацией о том, какой из месседжеров не фиксируется внутренней системой контроля, после чего весь коллектив дружно перешел на новое ПО. Никогда еще люди не ощущали в себе такую командную силу, как в этот момент... Часть 2: премии Компания Евгения продавала ПО. Вместе с ПО клиент мог купить индивидуальное сопровождение. Это позволяло переложить настройку на чужие плечи и, тратя деньги, экономить собственное время. Так как ПО было не из простых, клиенты услугами индивидуального сопровождения пользовались охотно. Оплата работ тарифицировалась по часам. Клиенты выкупали определенное количество часов – чем больше, тем дешевле. Менеджеры закрывали акты выполненных работ, получая процент с каждого часа, оплаченного клиентом. Достаточно быстро менеджеры сообразили, что с клиентами можно договариваться – работу выполнять за час, а акты закрывать за три. Это была стандартная практика, которая внутри компании Евгения устраивала всех: и фирма, и менеджеры зарабатывали. Все было хорошо до того момента, когда ведущий менеджер закрыл акты почти на 1 200 часов. Он не выглядел похожим на зомби, который работал весь месяц без перерывов на сон, еду и туалет. Наоборот: менеджер светился ярким солнышком, вызывая жгучую зависть коллег и напряжение у всех руководителей. А напряжение, которое возникло у Евгения, когда тот подсчитал, что ведущий менеджер заработал в этом месяце больше, чем он – владелец и руководитель компании, словами описать трудно. Да я и браться не буду... Итог закономерен: менеджера оштрафовали за обман клиента на всю премию, после чего на столе у Евгения сразу оказалось два документа – заявление по собственному желанию и уведомление о расторжении договора. Фирма лишилась одного из лучших заказчиков и одного из лучших менеджеров, а все остальные сотрудники четко усвоили, что работают они не ради того, чтобы зарабатывать. Часть 3: Новогодние подарки Оставим пока в сторону компанию Евгения, хотя о ней еще очень много чего можно рассказать. Поговорим о моем горячо любимом MediaGuru. Каждая компания по-своему подходит к вопросу выбора подарков для клиентов на Новый Год. Кто-то вместо покупок сувениров перечисляет деньги на благотворительность, кто-то отправляет необходимые офисные мелочи с фирменной символикой... Мы в прошлом году решили порадовать наших клиентов и, вместе с подарком длительного пользования, отправить в каждую компанию по два килограмма мандаринов. Лично у нас в офисе мандарины расходились на «ура». Так как наша курьерская служба с развозом не справлялась, мы подключили курьеров из Pony Express. Заранее спросили, сколько времени займет доставка. Нас заверили, что за три дня все клиенты получат мандарины. Мы специально купили не совсем зрелые фрукты, рассчитывая, что они дозреют за время доставки. Люди из Pony приехали 23 декабря, забрали все пакеты и порадовали нас поздравлениями «с наступающим». Прикиньте, что мы почувствовали, когда в первый рабочий день 2012 года – 10 января – нам позвонил один из клиентов и сказал, что ему только что привезли мандарины. Которые, похоже, пролежали все дни при комнатной температуре на каком-то складе... Скажу сразу: Pony не гарантирует сроков доставки. Претензии предъявлять бессмысленно. Но есть смысл сделать определенный вывод: не дарите скоропортящиеся продукты, только если вы не готовы эти продукты довести самостоятельно. Часть 4: концепция сайта

Решение о редизайне корпоративного сайта Евгений принимал трудно: как и многими другими вещами в компании, сайтом он занимался лично. Последней каплей стала довольно злая шутка одного из партнеров: не зная, что он разговаривает с создателем, молодой человек сказал, что сайт выглядит как бродячий пес, который не ел минимум дня два – очень жалостливо, грязновато и болезненно.

После этого Евгений дал добро на выбор подрядчика. Был выделен бюджет в 200 000 рублей. Планировалось, что сайт будет выложен на хостинг в течение четырех месяцев. Рунет в то время был маленький, рейтинг Tagline ранжировал только 10 студий. Маркетологи, работающие на Евгения, недолго думая, обзвонили все 10 компаний, получили брифы, заполнили их, отправили Евгению и стали ждать одобрения. Вот тут-то и начались интересности. Выяснилось, что Евгений хочет сделать не просто корпоративный сайт, а целый портал, который содержал бы информацию обо всех аспектах автоматизации любого бизнеса (это называлось «комплексная автоматизация»). Было не важно, сможет ли компания Евгения взять на себя осуществления того или иного процесса. Важно было впечатление, видимость, аура… Сайт должен был представить компанию не такой, какой она являлась, а такой, какой она должна быть в идеале. Перепрыгивая вперед скажу, что подобный подход принес результаты. Компания Евгения благодаря сайту получила несколько крупных контрактов. И это была бы success story, если бы не два «НО». Сайт обошелся в 1,8 миллиона рублей. Его внедрение растянулось на два года. Первая версия была выложена через 18 месяцев после оплаты начального счета. Никто в компании не мог подсчитать, сколько возможных сделок сорвалось за это время из-за того, что корпоративный сайт был похож на некормленного бродячего пса… Вы просили меня более четко формулировать выводы – повинуюсь. Не стоит замахиваться на идеал, лучше сделать так, чтобы процесс работал здесь и сейчас. Зачастую время важнее, чем достижение совершенства. Часть 5: неожиданные увольнения

Однажды Евгению пришла в голову светлая мысль уволить руководителя коммерческого отдела Дмитрия.

Во-первых, Дмитрием был недоволен заместитель Евгения: Дмитрий заместителю информацию о работе отдела предоставлял неохотно. Заместитель никаких решений не принимал, интересовался всем без исключения. Ответы на его бесконечные вопросы требовали бездны времени и сил сотрудников. Дмитрий хамил, огрызался и всеми правдами и неправдами заместителя из коммерческого отдела выпроваживал. Во-вторых, Дмитрием был недоволен директор производства. Директор производства был человеком властным, честолюбивым и общительным, и любил, когда все вопросы сначала согласовывались с ним. Это требовало бездны времени и сил лично от Дмитрия, посему Дмитрий хамил, огрызался и всеми правдами и неправдами директора производства избегал. Евгений претензий к Дмитрию не имел. Однако двойная перспектива успокоить двух бурчащих замов и сэкономить 100 000 рублей в месяц (не считая премий) приятно радовала душу. В итоге одним дождливым утром Дмитрию сообщили, что с завтрашнего дня компания больше не нуждается в его услугах. Дмитрий облегченно вздохнул. Он уже месяц думал над предложением бывшего сокурсника, который звал Дмитрия в департамент продаж немаленького системного интегратора. Предложение сулило хорошие деньги, но вот людей из коммерческого отдела было по-человечески жалко. Дмитрий поговорил со своими, искренне пожелал им терпения и ушел искать счастья в другом месте. Через неделю после его увольнения подал заявление телемаркетолог. Потом ушли оба менеджера по продажам, ассистент отдела, менеджер по рекламе и, в завершении, менеджер по привлечению трафика. Последнего удерживали всеми силами – предложили увеличение зарплаты вдвое, дополнительный выходной, оплату мобильного и место на парковке – не помогло. Дмитрий оказался именно тем человеком, на котором держалось все хрупкое строение коммерческого отдела. Через три месяца после его увольнение количество новых сделок сократился втрое, через полгода стало понятно, что объемы привлеченных и отработанных всей компанией проектов уполовинились. Неожиданные увольнения (и тем более неожиданные увольнения руководителей) лишают чувства уверенности всех, кто эти увольнения наблюдает. Людям сразу приходит в голову простая в сущности мысль: «Точно также могут поступить и со мной». Тут даже самый лояльный начнет подыскивать другую работу… А уж увольнения руководителя, который был своим парнем, отцом-заступником, и вообще единственным нормальным человеком в этом бардаке гарантированно разрушит команду. Часть 6: умение торговаться

У Ольги было отличное резюме: два года руководство собственным проектом, два года в одной из крупнейших компаний Рунета, повышение в должности, разработка собственного обучающего курса. Если добавить, что по возрасту Ольга была отнюдь не девочкой, по скайпу общалась взвешенно, говорила и писала грамотно... В общем, лучшего сотрудника трудно было представить.

Проблемы начались, когда мы попытались договориться об условиях. ( Read more... )

В любой торговле наступает определенный момент – когда одна из сторон устает от желаний своего собеседника. Важно этот момент не упустить. Если продолжить давление, сделка сорвется. Этот момент имеет точные характеристики: собеседник как бы вымораживается, на несколько секунд из разговора пропадают эмоции, возникает некий воздушный пузырь. Условия выполняются со множеством оговорок. Часто даются обещания: «если ты еще раз поднимешь этот разговор, я…»

Хотите сохранить сотрудничество – не доводите своих партнеров до подобного. Останавливайтесь на восьми… Часть 7: профессионализм Когда много лет занимаешься одним и тем же — надоедает. «Меня уже тошнит от контекста» - не так давно сказал мне один уважаемый человек. Я его хорошо понимаю. Как бы я не любила свою работу, какие положительные эмоции не получала бы от процесса, и какие преимущества не давали бы мне результаты — рано или поздно все приедается.

Это явление называется «профессиональное выгорание». Чем более узкая специализация, чем больше времени и сил вкладывается в работу — тем больше шансов столкнуться с этим малоприятным термином.

Нужно понимать, что как только появляются симптомы — лечить их нужно сразу же. Иначе есть риск возненавидеть дело своей жизни.

Я берегусь, когда-то давно переболев этим в особо острой форме: разделяю рабочее и личное пространство и время, много сплю, свято блюду смену периодов занятости и отдыха. Как показала практика, авралы — вещь продуктивная только в коротком промежутке времени. Поэтому в MediaGuru сотрудники не перерабатывают, и мы стараемся, чтобы люди отгуляли в течение года все отпуска.

Бывает, случается так, что превентивные меры выручают не полностью. В этом случае помогут положительные эмоции, связанные с работой. Один мой знакомый после очень насыщенного года подарил ключевым сотрудникам автомобили BMW, однако, можно обойтись и более дешевыми способами:

1. Составить список достижений за период и оценить, какие идеи удалось воплотить.

2. Описать все трудные ситуации, из которых получилось с честью выкрутиться и вдруг понять, сколько всего интересного выучилось и выяснилось в процессе.

3. Посчитать, сколько вы заработали за прошедший год, и с гордостью увидеть, насколько вырос ваш доход.

4. Заштриховать на мировой карте все страны, в которые удалось съездить, и порадоваться, что у вас замечательная работа, которая дает возможность воплощать ваши мечты.

5. Гордо пройтись по квартире, ипотеку по которой вы выплатили.

6. С радостью позвать друзей в дом, который вы построили.

Наша работа — это наши персональные успехи. Мы любим то, чем мы занимаемся, когда мы четко понимаем и ощущаем, что именно оно, наше дело, позволило нам воплотить то, чем горела наша душа.

Что то, что относится к нам лично, и переживается с радостью. Если вовремя вспомнить об этом — большинство сомнений исчезает.

Часть 8: саботаж

Давненько мы не обсуждали фирму Евгения, а меж тем на ее примере можно замечательно описать предмет сегодняшней колонки.

В отделе разработки работала прекрасная девушка Наталья. Она обладала рядом неоспоримых достоинств: была умна, компетентна, общительна, терпелива и амбициозна – уникальное сочетание личностных качеств.

Наблюдая работу Олега – своего руководителя отдела, Наталья в какой-то момент поняла, что вполне может справиться с его обязанностями. Через полгода она уже не выносила этого надменного, самовлюбленного, глупого и не разбирающегося в деталях индивидуума. Проблема заключалась в том, что Олега уважал Евгений – генеральный директор компании. Да и, положа руку на сердце, Олег с делами справлялся неплохо.

Наталья поняла, что прямой атакой Олега не свалить. Она занялась саботажем.

На мой взгляд, саботаж это одна из самых серьезных проблем, с которой может столкнуться руководитель любого уровня. Дело в том, что саботаж трудно распознать и, соответственно, с ним тяжело бороться. Ключевое отличие саботажника от некомпетентного сотрудника – это наличие злой воли. Неподготовленный специалист ошибается по незнанию, а саботажник – потому что хочет ошибиться.

Выводов не будет, потому что в лечение саботажа нет готовой схемы. Одно могу сказать точно – если вы узнали в характеристике Натальи кого-то из своих подчиненных – забудьте о спокойной жизни, против вас ведется игра. Ну а если вы решили сыграть в эту игру сами… Я не указала в описании несколько важных моментов, чтобы не упрощать вам задачу. Мне подобное поведение не по сердцу, хотя я и понимаю, что это один из наиболее эффективных методов корпоративной борьбы. Каждый получает то, что заслуживает.

PS. События описаны со слов самой Натальи, с которой я случайно встретилась через полгода после того, как описанная выше история завершилась. Наталье хотелось, чтобы о ее победе узнал кто-то, кто сможет оценить красоту интриги. Я хорошо знала всех участников и прекрасно подошла на роль эмоционального слушателя. При этом я не работала в фирме Евгения и повредить Наталье никак не могла.

Просмотров: 88 | Добавил: morleyf50dkrugh | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar